|
English version
|
|
Компьютерная диагностика задержки психического развития детей методом регистрации времени реакции
Для инструментальной оценки нарушений высших психических функций у детей необходимо использование количественных показателей, направлено изменяющихся под влиянием нарушений. Мы предлагаем использовать в качестве одного из диагностических критериев задержки психического развития методики компьютерной регистрации времени реакции. Во - первых, время реакции адекватно характеризует степень морфо - функционального созревания ЦНС ребенка, существенно изменяясь с возрастом. Во - вторых, тщательный отбор стимулов, составление адекватной возрасту инструкции позволяет превратить рутинный эксперимент в увлекательную игру для ребенка, эмоциональная и мотивационная заинтересованность ребенка создает условия для полноценного раскрытия его способностей. Целью настоящей работы было исследование временных параметров зрительно - моторных реакций у детей с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися детьми. В эксперименте приняли участие 2 группы испытуемых. В составе первой 53 учащихся классов коррекции 8 - 10 лет с диагнозом задержка психического развития (ЗПР), согласно протоколам психолого - медико - педагогической комиссии. Во второй 215 учащихся начальной и средней школы 7 - 10 лет без неврологических и психиатрических диагнозов. У всех испытуемых нормальное или корригированное зрение. В исследовании использовали специально разработанную компьютерную методику. Суть ее в следующем, в центре темного экрана монитора испытуемому в случайном порядке предъявлялись изображения большого или маленького квадратов. Испытуемый, в соответствии с инструкцией, должен как можно быстрее реагировать на изображения, стараясь в то же время сделать как можно меньше ошибок. В эксперименте использовались 3 серии. В двух первых сериях у испытуемых регистрировали время дифференцировачных реакций в задачах типа Go No (реагировать правой рукой на изображение большого квадрата, левой - маленького) и Go No go (реагировать как можно быстрее независимо от характера изображения). Стимулы предъявлялись в случайном порядке через варьирующий ( 2 - 5 с ) интервал времени. Повторность предъявления значимых стимулов в каждой из серий двадцатикратная ( по 10 для каждой руки). Время каждой реакции регистрировалось автоматически ( с точностью 1 мс), для расчетов использовали значения медиан по каждому типу реакций. Таблица 1. Нормативные показатели временных параметров реакций у детей 7-10 лет, в мс
Примечание:
Найденные возрастные нормы временных параметров реакций и результаты детей с ЗПР приведены в табл. 1 и 2. Как видно из табл. 2, во всех возрастных группах длительность дифференцировочных реакций у детей с задержкой психического развития значимо больше нормативных показателей, сопоставление средних значений дифференцировочных реакций показывает, что отставание составляет около 2- 3 лет. Аналогичная тенденция наблюдается и для латентных периодов простых сенсомоторных реакций, однако достоверные различия найдены лишь у детей 10 - лет. Проинтерпретировать полученные результаты можно исходя из следующих положений. Известно, что время произвольных реакций - интегральный показатель, включающий в себя три компонента: 1) время протекания сенсорных процессов; 2) время когнитивных процессов, которое включает в себя время опознания стимула, то есть сличение его с эталонами хранящимися в памяти, принятие решения о сходстве - различии, выбор и организация соответствующей двигательной реакции; 3) время моторного компонента реакции. Простая и дифференцировочные реакции различаются прежде всего длительностью когнитивных процессов: вклад данного компонента в дифференцирующие реакции больше. Существенные различия в скорости дифференцированных реакций при практическом совпадении скоростей простых реакций у нормально развивающихся детей и детей с задержкой психического развития показывают, что у последних отстают в формировании когнитивные процессы, тогда как сенсомоторная координация страдает в меньшей степени. Таблица 2. Временные параметры реакций (в мс) у детей с ЗПР и уровень значимости различий с нормативными показателями по t-критерию
Примечание:
Дети с задержкой психического развития совершают при дифференцировках достоверно большее количество ошибок, что может быть связано с дефицитом, снижением способности к концентрации внимания. В среднем при выполнении теста они допускали 2,00 0, 52 ошибок, тогда как их нормально развивающиеся сверстники 0,97 0,16 ошибок. У нормально развивающихся детей не найдено ни одного достоверного коэффициента корреляции между данными параметрами. На наш взгляд это связано с тем, что дети с ЗПР в силу ограниченных особенностей не в состоянии выполнить тест быстро и без ошибок, поэтому у них формируется индивидуальный способ выполнения заданий: одни школьники акцентируются на правильности выполнения в ущерб скорости, другие напротив, могут выполнить быстро ( на уровне нормативных показателей), но при этом допускают большое количество ошибок. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о перспективности использования временных параметров произвольных реакций для диагностики ретардаций психического развития. Сопоставление результатов ребенка с нормативными данными дает количественные показатели отставания в сенсомоторном и когнитивном развитии. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 1997-2011 УНПП "Альтаим" |
Все права на использование аббревиатуры «РОФЭС®» защищены Федеральным законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» ст. 46. Использование товарного знака «РОФЭС®» на сайтах в сети интернет может быть только с ссылкой и обязательным переходом на сайт https://rofes.ru. |