|
English version
|
|
Психологическая предрасположенность к ведению здорового образа жизни на примере студентов гуманитарных специальностей университета
Формально здоровье во все времена признается как единственная, абсолютная и непреходящая человеческая ценность. Оно сказывается на всех сферах человеческой деятельности, способствует полноценному включению человека в социальную реальность, реализации его задуманных планов, является залогом активной насыщенной жизни и долголетия. В нашей стране до недавнего времени охрана и укрепление здоровья населения являлись непосредственными функциями государства: бесплатное здравоохранение, направления на лечение в санатории, на курорты за счет государственных предприятий - все это снимало ответственность с человека на свое валеологическое поведение и перекладывало ее на общество. В результате отношение к своему здоровью как к индивидуальной жизненной ценности снизилось и приобрело значение общественной ценности, за которую люди не готовы, а порой не хотят нести личную ответственность. Особую озабоченность вызывает то, что многие представители молодого поколения, студенты, практикуют безответственное отношение к своему здоровью и не воспринимают его как самоценность, предполагающую, что личность предпринимает различные действия для ее сохранения и укрепления. Именно поэтому актуально изучение ориентаций в сфере здорового образа жизни с межведомственной (медицинской и одновременно социологической) точки зрения. Только используя социологические знания можно проникнуть в самые глубины внутренней структуры личности и проанализировать механизм формирования, активации и реализации ценностных ориентаций. Цель данной работы - выявить насколько образ жизни студентов является здоровым. Нами опрошено 200 студентов Уральского Государственного Университета им. А.М. Горького с первого по четвертый курс включительно. По специально разработанной анкете изучено отношение к здоровому образу жизни студентов гуманитарных факультетов с учетом таких квотных признаков как пол, возраст, факультет, курс, форма обучения (платная, бюджетная). Все опрошенные были в возрасте от 17 до 25 лет. 35,5% респондентов составили представители мужского пола, 64,5% - женского пола. Из опрошенных студентов 72,5% обучаются на бюджетной основе, а 27,5% платят за свое обучение. Анализ результат опроса показал, что чуть больше половины респондентов оценивают свой образ жизни как здоровый. Выяснилось, что реально здоровый образ жизни ведут около половины опрошенных (46,0%), т.е. они занимаются спортом, не курят и ни разу не употребляли наркотики. При этом установлено, что субъективная оценка своего поведения и реальное поведение респондента не всегда соответствуют друг другу: студенты, назвавшие свой образ жизни здоровым и придерживающиеся его в реальности, зачастую не одни и те же люди. Большая часть студентов, удовлетворенных своим образом жизни (52,5%), не ведут здоровый образ жизни. Установлено, что у половины студентов значимость укрепления здоровья заменена высокой значимостью вредных привычек, при этом вредные привычки выполняют у них ту же социальную функцию, что и процедуры, связанные с поддержанием здорового образа жизни, а именно: функцию расслабления, поддержания хорошего настроения, самоутверждения и т.п. В силу перечисленного, студенты, не практикующие здоровый образ жизни, не испытывают острой потребности видоизменить свой стиль жизни. Нами исследована также индивидуальная система жизненных ценностей студентов и оценена роль здоровья среди других жизненных приоритетов; при этом нас интересовала общая жизненная позиция респондентов; то, как они относятся к окружающей действительности и проблемам, с которыми сталкиваются, их готовность к активному действию. Вопреки ожидаемому, оказалось, что вредные привычки не являются прерогативой пассивных членов общества. Установлено, что не зависимо от того, придерживаются или нет респонденты здорового образа жизни, большинство опрошенных студентов продемонстрировали актиную жизненную позицию. С утверждением о том, что непосредственная активность - это то, что приносит человеку успех в жизни, согласились 83,3% студентов, ведущих здоровый образ жизни, и 86,9% тех, кто практикует вредные привычки. Неожиданным для нас оказались результаты исследования, посвященные изучению влияния материального положения студентов на их образ жизни. Оказалось, что из числа лиц, ведущих здоровый образ жизни, большинство (92,0%) имеет среднее и низкое материальное положение, тогда как люди с достатком не склонны вести здоровый образ жизни и тяготеют к вредным привычкам. Как показали исследования, вредные привычки оказались широко распространенным явлением как среди социально активных людей, так и среди людей с высоким материальным достатком. Таким образом, в нашем исследовании на примере уральских студентов не подтвердилась гипотеза, справедливая для западно-европейских стран и США и утверждающая, что с увеличением финансовых возможностей и улучшением материального положения тяга людей к здоровому образу жизни значительно возрастает. Ранжирование жизненных ценностей опрошенных также выявило ряд интересных, важных закономерностей. Установлено, что опрошенные студенты не ценят укрепление своего здоровья как ценность слишком высоко. Здоровье занимает 4-е место в рейтинге их жизненных ценностей, вслед за значимостью семьи (1-е место), дружбы и общения (2-е место) и финансового благополучия (3-е место). Представляет определенный интерес то обстоятельство, что первые 4 по рангу индивидуальной значимости жизненные ценности перечислялись в одинаковой последовательности как студентами, ведущими здоровый образ жизни, так и имеющими вредные привычки. С практической точки зрения принципиально важно, что последующие три ценности перечислялись указанными лицами в разной последовательности. Лица, ведущие здоровый образ жизни, проявляли свои чувственно окрашенные (экзистенциальные) потребности, и ставили любовь на 5-е место в ранге жизненных ценностей. Лица, имеющие вредные привычки, тяготели к неэмоциональному типу поведения, были ориентированы на достижение высокого социального статуса и обозначали работу и познание как ценности, занимающие соответственно 5-е и 6-е место. Приведенные данные могут быть использованы при разработке современных оздоровительных технологий, при профилактике вредных привычек и при формировании у молодежи стремления к здоровому образу жизни. |
||||||||||||||||||||||||||||
© 1997-2011 УНПП "Альтаим" |
Все права на использование аббревиатуры «РОФЭС®» защищены Федеральным законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» ст. 46. Использование товарного знака «РОФЭС®» на сайтах в сети интернет может быть только с ссылкой и обязательным переходом на сайт https://rofes.ru. |