|
English version
|
|
Некоторые психологические аспекты школьной дезадаптации в младшем подростковом возрасте
Актуальность и значимость решения психологических проблем, возникающих в подростковый период и именуемых подростковым кризисом, является общепризнанным, не требующим доказательства фактом. Многие именитые ученые, психологи обращались к проблемам этого возраста. Мне хотелось бы остановиться лишь на некоторых аспектах школьной дезадаптации младшего подростка (11 - 12 лет), связанных не только с переходным возрастом, но и с фактом перехода из начальной школы в среднее учебное звено (появление новых предметов, смена учительского состава, качественно более высокие требования к учебной деятельности школьников и т.д.). Традиционно проблемам адаптации пятиклассников уделяется повышенное внимание психологической службой нашей школы. Ежегодно проводимая диагностическая работа позволяет на раннем этапе выявлять нарушения адаптации и своевременно намечать пути их преодоления. Диагностическое исследование пятиклассников ( 82 чел.) с помощью экспресс-диагностического комплекса " РОФЭС " выявило следующее:
Дополнительная диагностика тревожности пятиклассников позволила вычленить ряд факторов, наиболее часто являющихся причиной повышенной тревожности и, как следствие, снижения адаптационных возможностей школьников. Во-первых, у 63% пятиклассников отмечается страх несоответствия ожиданиям значимых окружающих (ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, тревога по поводу негативных оценок). Второй фактор - страх самовыражения у 40% учащихся (негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия). И третий фактор - наличие социального стресса ( 36% детей ), на фоне которого развиваются социальные контакты школьников (прежде всего со сверстниками). На основе результатов диагностики намечены основные пути преодоления дезадаптации младших подростков:
Таким образом, использование экспресс-диагностики на комплексе "РОФЭС" наряду с классической психологической диагностикой позволяет выявить на раннем этапе нарушения социальной адаптации у младших подростков и своевременно разработать пути их коррекции. |
||||||||||||||||||||||||||||
© 1997-2011 УНПП "Альтаим" |
Все права на использование аббревиатуры «РОФЭС®» защищены Федеральным законом РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» ст. 46. Использование товарного знака «РОФЭС®» на сайтах в сети интернет может быть только с ссылкой и обязательным переходом на сайт https://rofes.ru. |